Итак, Айри попадает в Укрытие, где знакомится с Хатулем, Харадом, Сахилей и новичком — Фархадом. Между Фархадом и Айри много общего — оба попали на Суслангер как бы «из другого мира», оба молоды, оба, можно сказать, «интеллектуалы» — словом, немудрено, что они быстро сближаются. Фархад, между прочим, говорит, что хочет изучать наследие джунов — здесь, на Суслангере, есть знаменитая лаборатория джуноведов. Правда, говорят, что она недавно разрушена, но ничего более конкретного он узнать не успел. Теперь ему, правда, не до учёбы — выбраться бы с этого проклятого Суслангера! Айри говорит, что слышала об этой лаборатории и о том, что она разрушена, и даже видела живого джуна! И даже двух! Фархад ей, разумеется, не верит… Помимо побочных заданий (например, охота на крыс в пещере) в этой части сюжета основной целью является «помочь Фархаду выбраться». По ходу дела оказывается, что в лицо его помнит только тот самый духанщик, и что этот духанщик теперь, забросив дела, день и ночь дежурит у «столичного» портала (награда за поимку государственного преступника многократно превышает его обычный доход). Дежурит, разумеется, не один — у портала обычно есть какой-то минимальный караул (далеко не такая армия, как при «гипатском» портале, но всё-таки). Хотя в последнее время этот караул довольно часто снимают — не хватает людей для облав — на время его отсутствия портал просто закрывают для выхода. Наконец, духанщик найден и ликвидирован… Разговор Фархада с Хатулем (см. выше) Но Айри ни на минуту не забывает о том, зачем она здесь — она должна узнать что-то о Заке. Так что, когда приходит время очередной встречи с городскими купцами, она буквально напрашивается на то, чтобы пойти туда (конечно, не в одиночестве), надеясь узнать у городских жителей подробности о лаборатории, а если повезёт — и о Заке. Разговор с торговцем (см. выше) Братство в унынии. Потеряны все связи с городом — и именно сейчас, когда жизненно важно знать о каждом шаге врага! Здесь возможно такое задание: вернуть посланца, вышедшего из Укрытия ещё до того, как Харад и Айри туда вернулись. Торговец сказал им, что некий человек, ранее снабжавший Братство деньгами и информацией, арестован; а посланец отправился как раз к тайнику, где этот человек обычно оставлял передачи. Теперь там наверняка (и действительно) засада. Нужно догнать посланца и вернуться с ним в Укрытие. Но сделать это нужно до того, как тот доберётся до тайника, иначе стражники его попросту убьют. А ведь догонять-то его придётся по пустыне, полной пауков, баньш (надо всё-таки придумать им «восточное» название!) и людоедов (вот эти точно — «дэвы»), на «зачистку» которых нет времени отвлекаться. А в это время… Разговор разбойника и бека (см. выше) Фокус в том, зритель не видит лица «бека», да и голос его приглушён и изменён; а разбойник ни разу не называет его по имени, только «бек». Игрок будет почти уверен, что это Минвар — а позже окажется, что это был как раз наместник. Затея с постройкой туннелей принадлежит Минвару; наместник считает её идиотской, но перечить — значит заслужить подозрение в «пособничестве смутьянам». Убийство инженера несёт в себе двойную выгоду: во-первых, на постройке туннелей можно будет поставить крест, а во-вторых, можно будет обвинить начальника стражи в том, что «пока все его люди заняты ерундой, ища мифических Братьев, реальные разбойники убивают императорских чиновников! Раньше такого не случалось!». Но планы наместника пошли наперекосяк. Именно в тот момент, когда инженер вышел из портала (он в этот момент как раз работал только на выход — караул был снят, уж наместник-то об этом позаботился), рядом оказалась Айри. Она уже была в городе — добывала листовку с указом наместника, чтобы в Укрытии смогли ознакомиться с ним непосредственно. Из текста следовало, что работы будут вестись в невероятной спешке, так что инженер должен прибыть со дня на день. Брат Хатуль посылает людей к порталу, чтобы понаблюдать за инженером, когда он появится; именно в «дежурство» Айри он и появляется. Но не один: с ним какая-то женщина. Впрочем, разбойникам, тоже поджидавшим инженера, всё равно: они спокойно убивают обоих и, сняв с шеи убитого какой-то жетон, уходят. Задание: незаметно подобраться к разбойникам и обокрасть главаря, вытащив у него жетон. Разбойники не стоят на месте, постоянно перемещаясь вокруг своего предводителя, так что выкрасть жетон будет непросто. Впрочем, можно ведь всех их и поубивать — если силёнок хватит :). Когда ничего не подозревающие разбойники удалятся в сторону некоей загородной виллы (где и происходил разговор главаря с «беком»), Айри вернётся к их жертвам. Убедившись, что им уже ничем не поможешь, она замечает выпавшее из-за пазухи у убитого письмо. Подобрав и его, Айри возвращается в Укрытие. Письмо оказывается рекомендательным. В нём какой-то крупный столичный чиновник пишет наместнику Суслангера, что инженера Аль-Бахра он знает с самой лучшей стороны и что он надеется, что наместник окажет подобающий приём самому инженеру и его молодой жене, вместе с которой («как я уже писал» — подчеркивает сановник) Аль-Бахр и прибывает на Суслангер. Вот он — выход из, казалось бы, безвыходного положения! Человек примерно одного возраста с покойным инженером, недавно приехавший из столицы, да ещё и знакомый (пусть и на минимальном уровне) с горными разработками, в Укрытии есть — это Фархад! Он и отправится в город под видом Аль-Бахра, чтобы оповещать Братство о событиях во внешнем мире (а передать сведения будет не так трудно — ему же часто придётся бывать в пещерах). Фархад сперва отнекивается — он же алхимик, а не горный инженер! Им, конечно, рассказывали о горнорудных разработках, но больше для общего развития, а тут… «Ничего, ты справишься, я верю в тебя, — говорит Хатуль, — Только одному тебе будет трудно всё успевать. Наместник уже знает, что инженер приезжает с женой; так почему бы…». Лицо Фархада на мгновение вспыхивает радостью, он поворачивается к Айри… Айри понимает, чего от неё хотят. После недолгой борьбы с собой она наконец решается. «Это нужно для Братства. Это и для меня будет лучше: на воле мне легче будет отыскать следы Зака… Я согласна!» Краткое содержание последующих серий :) В дальнейшем Айри ждёт ещё много приключений. Она встретится с уцелевшим (о чём не знает даже Тайво!) учёным из разгромленной лаборатории, ставшим приказчиком у небогатого лавочника в Верхнем городе. Она прочтёт лабораторные журналы с описаниями исследований джуноведов, касающихся и Ат-Зако (предварительно украденные из архива). Она узнает, кем на самом деле был Эрфар (а был он агентом — но весьма неудачливым! — тайной службы Его Величества). Она умело воспользуется тайной враждой между наместником и Минвар-беком — и посадит в лужу обоих. Она поймёт, что за дальнейшими знаниями о джунах следует отправляться на Умойр — но не будет знать, как туда попасть, и не сможет бросить Братство в беде. А когда Братство окажется разгромленным, когда Фархад будет считаться погибшим под обвалом, когда начальник стражи узнает в ней свою беглую наложницу и начнёт на неё охоту — она вспомнит случайный разговор на улице с нищим калекой, бывшим когда-то солдатом (она накормила его, а он, разоткровенничавшись, рассказал ей, что «в солдаты попал — что заново родился: прежнюю твою жизнь и никто не вспомнит, и сам забудь…»), и сдастся вербовщикам, рыщущим по Верхнему городу в поисках рекрутов для Умойрской армии. Те хватают всех — и мужчин, и женщин: лучники в армии тоже нужны. Благоразумно умолчав о своих магических способностях, Айри становится лучницей (и знакомится со многими отбросами хадаганского общества, завербованными вместе с ней). После недолгих тренировок в Каньоне Смерти (на кошках… тьфу, пауках — рабы ныне, по случаю затяжной войны, стали выше цениться) очередное подкрепление отправляется на Умойр, где, не дойдя до пункта назначения, гибнет при внезапном нападении неизвестно кого — их атакуют тролли, явно прикрытые заклинанием невидимости, из-за деревьев бьют лучники, а сверху, кажется, ещё и дракон! Айри, благодаря владению магией чувств (а может, и чему-то другому — это уж зависит от игрока), удаётся выжить — и она оказывается в партизанском отряде, составленном «с бору по сосенке» из разных народов Умойра: тут и люди, и тролли (Индун и Матун* из клана Хыхдуна Четвёртого), и синий орк Шотган с командой своих головорезов, и гоблины — идеальные диверсанты… и старый эльфийский циник, бабник (правда, в основном на словах) и алко… то есть здравуро-голик Руд Глазн. К этому времени Айри уже достаточно ненавидит Хадаган (впрочем, канийцы произносят это слово твёрже: «Кадаган»), чтобы искренне поддерживать партизан. Жизнь на Умойре ей предстоит не скучная: благодаря своему близкому знакомству с хадаганской жизнью она будет будет играть роль «нашего человека» в расположении хадаганской армии, а одновременно будет вхожа и к канийцам, расположившимся в окрестностях столицы. Двойная игра, диверсии, взятие «языка»… И постепенно образ Кании — страны благородных рыцарей (почерпнутый ею из тех же книг) — потускнеет так же, как до того — образ Хадагана. В «канийской» части Умойра она увидит жуткую коррупцию и разгул всевозможного жулья, да прикрытую громкими и бездушными словами о величии нации, о человеческих ценностях и свободе погоню за своей личной выгодой — любой ценой. Генерал канийской армии Фэйлор** — этот благороднейший из благородных, рыцарь в сверкающих доспехах, произносящий проникновенные речи о священной войне с бесчеловечным хадаганским деспотизмом — окажется узурпатором, считающим себя потомком умойрских королей и втайне готовящим захват власти (Скракана он уже ухитрился захватить в плен — то-то партизаны недоумевали, почему это их не подпускают к Рахл-Умойру, а все распоряжения владыки передают только через канийских солдат). Разоблачение узурпатора будет одной из целей Айри. И при этом она ни на секунду не будет забывать о своей главной цели. Она найдёт в отряде парня из соседней с Чепульпаном деревни, бывшего на дне рождения у Ат-Зако и лично видевшего Проклятие. Она найдёт уцелевших джунов, постигнет тайны их магии и, может быть, поймёт, откуда взялось Проклятие. Оно не было создано каким-то врагом джунов. Оно — порождение самих джунов, развращённых беспредельной властью над миром и человечеством. То, что простого человека убивает фигурально, благодаря великой силе Древних обрело плоть — и стало убивать их реально. Его побеждали множество раз — но всякий раз из крови поверженного чудовища рождалось новое. Оно окончательно исчезнет лишь тогда, когда исчезнут джуны. Но, может быть, не обязательно джунам исчезать? Может быть, им достаточно перестать быть джунами — в обычном своём понимании? Перестать считать себя «высшей расой», оглядеться и увидеть, что прежние варвары за тысячу лет создали свою, непохожую на мир Древних, цивилизацию? Да, в чём-то они так и не достигли уровня джунов, но во многом их и превзошли! Почему же не признать их достойными встать на одну ступень с Древними? …А потом она снова встретит Фархада. Он не погиб под завалом. Найденный ими когда-то джуновский амулет, который он носил на шее на удачу, оказался как раз амулетом телепортации — и, сломавшись при обвале, он перебросил Фархада на Умойр. К тому времени бывший студент уже не был той тепличной мимозой, кокой он когда-то попал на Суслангер — и, быстро поняв, что к чему, включился в борьбу. Вскоре по Умойру пошли слухи о каком-то «Бороде» — неуловимом диверсанте, попортившем много крови хадаганцам. Айри много слышала о нём, но, встретив этого Бороду, не сразу узнала в нём Фархада… Она поймёт, наконец, что цивилизация сама по себе не делает людей счастливее. Не в «империях» надо было искать достойной человека жизни, а строить её своими руками. Благо — она теперь знала это — средства для этого у её родного Гипата имеются в избытке: бывший сосед Умойра, Гипат столь же (если не больше!) богат полезными ископаемыми — а пресловутый «метеорит» оказался не чем иным, как гигантскими, невиданными ни на одном другом аллоде залежами самородного метеоритного железа. Недаром хадаганцы так рвались на Гипат! И всё это время она будет разговаривать с Избранным. Чем ближе она будет подходить к разгадке его появления, тем отчётливее будет звучать в её ушах его голос, а под конец она начнёт даже видеть его. Что ж, это естественно — применив не до конца понятное им джуновское заклинание, суслангерсие джуноведы не просто лишили Ат-Зако памяти: они создали новую личность. Но создали они её не до конца — ей ещё предстояло прожить жизнь и стать полноценным человеком. Прошлое Зака не могли разглядеть ни Эстера, ни магический шар, ни Дракон, потому что прошлого у него просто не было: он появился на свет за несколько мгновений до отправки на Гипат, а впервые открыл глаза уже в Развалинах. Этот человек начал жить, общаться с себе подобными, обретать индивидуальность… и был уничтожен контр-заклинанием Тка-Рика. Но уничтожен — опять-таки не до конца. В мире нашлась душа, сохранившая частицу личности Зака, искренне и сильно желавшая, чтобы он был… Знаете фразу «он остался в моём сердце»? В финале Тка-Рик скажет, что Айри не просто вернула Зака. Она его создала… Но это будет только тогда, когда Айри и Фархад освободят Скракана, хадаганцы будут изгнаны с Умойра, канийцы, лишившись генерала, будут вынуждены уйти сами… Великий Маг Умойра выслушает и поймёт Айри. Он поверит в Зака — и увидит его. Они встретятся с Тка-Риком и убедят его в том, что он был неправ. Он сам увидит Зака. Айри потребует, чтобы маг вернул эту душу в наш мир — но тот лишь лукаво покачает головой: для этого нужно создать живого человека, а на это даже Великий Маг неспособен. Но способен кое-кто из здесь присутствующих… Айри понимает, в чём дело. Она сама давно об этом догадывалась — уже несколько месяцев… Что ж, она согласна. Сын, который родится у неё, будет Заком. Он вновь появится на Гипате, вырастет — и станет Избранным. "А ты согласен вновь родиться, Зак?" — «Ну… я, выходит, никогда не был ребёнком. Можно попробовать!» — «Став младенцем, ты всё забудешь, Зак. Твоя душа, твоя любовь и ненависть, твоё добро и зло останутся при тебе, но память ты потеряешь навсегда» — «Ладно. В первый раз, что ли? :)» … А последняя миссия — снова на Гипате. Помните «Пламя над Гипатом» Чейза (не Джеймса, а здешнего, ПЗ-шного Chase’а)? Вот примерно то же и будет. Айри и Фархад, которых маг телепортировал прямо к пещере Эстеры, находят там сборище всех народностей Гипата — израненные и оборванные, остатки гипатян собрались здесь, под защитой магических ловушек Эстеры. Здесь все — и ящеры, и орки с мрачным, как туча, Шай-Варом, и беспрерывно причитающий Го-Го, и люди из Посёлка… Ная ухаживает за Риваром, в котором едва теплится жизнь — его ударили топором в голову… За время отсутствия Айри хадаганцы сумели-таки попасть на Гипат — и прошли по нему, как ураган. Тка-Рику это было всё равно — какая разница, кто ходит по Гипату, если это не джуны? — но после разговора с Айри, Фархадом и Скраканом он испытал что-то вроде мук совести — и предложил свою помощь. Итак, последняя миссия — выбить хадаганцев из Посёлка. Она будет выполнена, если будет повержен их предводитель, окопавшийся за многочисленными рядами вновь устроенных изгородей, завалов и рвов, и бесчисленными солдатами. Как всегда в подобных случаях, хадаганцы с успехом используют в качестве пушечного мяса местных подонков — разбойников, с радостью согласившихся встать на сторону сильного и теперь с гордостью разгуливающих в хадаганских усиленных бронзовых доспехах (ещё чего — разоряться на эту шваль). В этой миссии можно нанять представителя любого из народов Гипата — Хадора, Шай-Вара, Го-Го, Отшельника и даже Тка-Рика (но не надейтесь, что он будет легко расправляться со всеми!). И вот — конец. Предводитель хадаганцев повержен, с его головы падает шлем… и Айри узнаёт Минвара. Это он, проваливший операцию по поимке Братства (было-таки доказано, что никакого Братства не было!), без императорского распоряжения возглавил экспедиционный корпус — победителей не судят, и когда он преподнесёт его величеству целый аллод, никто не вспомнит о его прежних неудачах! Он жив. Он смотрит на ту, которая его победила — и узнаёт её. Окидывает взглядом её фигуру и — «Ты меня не убьёшь! Ты не сможешь убить отца своего ребёнка!» "Вот его отец, — Айри смотрит на Фархада; тот, как когда-то, заливается краской смущения — это видно даже сквозь бороду, — А тебя я не стану убивать потому, что мне противно. Мне надоело убивать. Хватит. Пошёл вон". Что ж, Гипат, как давным-давно, после падения джунов, лежит в руинах. Горстка людей и других существ, забывших о вражде перед лицом общей беды, готова начать жить заново. У них есть перед глазами пример — двое людей, прошедших через другие миры, знающих их силу и слабость. Цивилизация стучится в ворота гипатского Посёлка, но это не канийская и не хадаганская цивилизация — она будет своей, гипатской. Пройдёт совсем немного времени — и гипатяне научатся разрабатывать рудные жилы, плавить металлы, ковать и лить… Они откроют для себя огромный мир, из которого будут черпать то, что им действительно нужно, и отдавать ему то, в чём нуждается он. Гипат встанет из своей свинской лужи, расправит плечи и двинется в долгий путь — к свету, к разуму, к цивилизации. И первый гипатский художник нарисует свою первую, ещё неумелую картину — прекрасную юную мать с желтоволосым младенцем на руках…
|