Все остальное - Оружие ToneLine - 23 января 2003, 13:54
Вот, решил сделать меч... Металл - думаю мифрил, т.к. у мифрила зеленный оттенок. и думаю, что жгут надо немного убавить. Он у меня не скрепливает, а для хозяина лишняя безопасность.
Комментируйте...
Svat - 23 января 2003, 15:18
красиво. правда, непонятно, почему у мифрила зеленый оттенок.
Это ж "эльфийское серебро". В ПЗ он белый, слегка голубоватый. И у Толкиена он голубым отливает...
И еще - рисунок плоский. Особенно заметно на рукояти.
ToneLine - 23 января 2003, 15:35
Ну ладно цвет и кистью с свойством color изменить моно, сейчас буду работать над моделью его...
ToneLine - 23 января 2003, 16:24
вот модель(15 мин.)
BuKiNisT - 23 января 2003, 16:35
Ну и нафиг выкладывать модель в таком сыром состоянии? Кому она такая нужна? Вот когда будет на что смотреть, тогда и выкладывай.
Скетч ничего, только непонятно, как фиксируется рукоять и из чего сделана гарда.
ToneLine - 23 января 2003, 17:26
Измененый скетч меча
ToneLine - 23 января 2003, 17:33
Ну ладно пусть это будет бронза... здесь уже скажем рукоятка сделана из свинца и замотанная резиновым жгутом. Почему свинец, потому что по идеи рукоятка должна быть тяжелее лезвия, или лезвие легче, чтоб махаться мечом легче было .
Twister - 23 января 2003, 17:38
В общем красивенько так
но, смущает несколько вещей.
Например также рукоять. судя по ее форме а также по материалу использованному при ее изготовлении можно сделать вывод что тот кто им будет пользоваться может прожить не слишком долго Кожа имеет такое неприятное свойство как возможность впитывать, например, пот, кровь и тп. которые неизменно присутствуют в битве. при этом кожа становиться скользкой. помимо этого она через некоторое время начнет не очень здорово пахнуть
Это еще более усугубляется формой рукояти... ... надо бы, что ни будь типа упора
эх! кровосток бы еще парочку.
BuKiNisT - 23 января 2003, 17:47
Ну осталось опять же два вопроса
А именно:
Как фиксируется рукоять (она ведь круглая должна быть)...
Ну и второй:
Как махать этим мечом, он же будет вываливаться из руки... балансир где?
BuKiNisT - 23 января 2003, 17:53
Я чувствую, нужно показать принципы конструкции меча.... ато не все знакомы
Щас, 10 мин.... нарисую схему
BuKiNisT - 23 января 2003, 18:17
Вот.
В длинных мечах, кроме того, обычно есть углубление в клинке, для уменьшения веса.
BuKiNisT - 23 января 2003, 18:24
И описание. Клинок фиксирует рукоятку между гардой и шарообразным стальным балансиром. гарда никогда не бывает намного шире расстояния от места хвата меча до начала запястья - иначе будет мешать. Длина ручки примерно равна длине кулака, так как рука должна быть четко зафиксирована - если она будет ездить по рукояти, меч выбить из рук проще простого. Чтобы предотвратить скольжение из-за засаливания деревянной ручки, на нее намотана медная проволока. Частенько она ложится в специальных пазах.
Кроме того, гарда обычно прямая, широкая и массивная - так как ее задача - защитить кисть от ударов, соскользнувших мо клинку.
Brand - 23 января 2003, 18:41
А еще чтоб больно не мудиться, наверное, можно моделировать с фотографий настоящего оружия прибавляя при этом кое-какие нужные прибамбасы
BuKiNisT - 23 января 2003, 18:45
А нафиг? Я люблю оружие рисовать
Brand - 23 января 2003, 20:24
Букинист, тебе можно и без натуры рисовать, ты его(оружие) хорошо представляешь с точки зрения реальности , это я дал совет для тех у кого это плохо получается, всмысле представлять
ToneLine - 23 января 2003, 22:15
Меч в 3Д
Saber - 23 января 2003, 22:29
У всех мечей рукоять отвратительна. Абсолютно не фиксирует хват, на вид неудобная и скользкая. Форма и стиль последнего меча не соответсвует стилю ПЗ, скорее итог работы новоделов. Хотя смотриться неплохо(с точки зрения текстур и т.д.)
Форма клинка не совсем правильная(меч все же ковать надо, а тут такое впечатление, что его обрабатывали резанием(фрезеровали и т.д).
Меч без балансира(одноручный) не удобен при быстрых перехватах или скользящих отбивах(т.к. инерционность клинка ничем не гаситься).
Android Alpha - 24 января 2003, 13:57
Проще говоря клинок должен быть более плоским, а внизу рукояти - либо шарик, либо планка, которая бы не дала соскользнуть. А черепок на мече красивый
BuKiNisT - 24 января 2003, 14:44
ТоунЛайн.
Ну я ведь тебе специально схему нарисовал, ну блин...
Гарда от клейморы на коротком мече? А как им махать?... Передний фиксатор чуть не на пол рукояти, а балансира нет...
Кроме того, сквозное отверстие в коротком мече - нонсенс, он будет слишком легким.
А теперь я повторю тебе один вопрос, который раньше задавал в аське... Ты с текстурами работаешь? Максовский анвраппер и ДипПейнт3д знаешь?
ToneLine - 24 января 2003, 21:38
Вот брат, увидел, что здесь дело с мечами и решил сделать один...
Saber - 24 января 2003, 23:15
2 ToneLine
Честно сказать я поначалу не понял, кто это делал. И решил, что ты и обращаешься у Букинисту как к Брату . потом добрые люди пояснили .
Попробуй сделать катану(хорошие варианты можно найти на тематических сайтах). Расцвета текстуры черно -красная .В катане цуба(гарда не для отражения, а как украшение в основном, меч заточен с одной стороны, рукоять из шкуры акулы(иногда украшена шелковой лентой) и нет противовеса).
Как хочется увидеть катану в ПЗ .
ToneLine - 25 января 2003, 01:09
Брат-это мой родной старший брат, а Катану нарисую...
ToneLine - 25 января 2003, 01:44
А как меч то?
Dracon - 25 января 2003, 01:47
"Сигма"-меч понравился гораздо больше, чем остальные варианты....
BuKiNisT - 25 января 2003, 04:28
Заразили вы меня, гады...
http://ww.actionrealm.com/bladetest.jpgToneLine - 25 января 2003, 16:35
прикольно...
Twister - 25 января 2003, 18:19
Что то мне кажется что меч не совсем отбалансирован, клинок помоему значительно легче чем нужно
Legolas - 26 января 2003, 01:20
В кажущейся легкости клинка виноваты дикоративные рукоять и лезвия над ней. А вот рукоять (такое ошущение) соединена с клинком-
а это грозит поломкой данного меча пополам!
Бродяга - 26 января 2003, 11:23
Da uj, porabotal ti, Bunkist, s gruppami sglajivaniya na klinke na slavu! zato4ka polu4ilas' 4to nado... a vot na ru4ku vremeni yavno ne hvatilo
Saber - 26 января 2003, 22:31
О блин...Леголас из Волгорада....мде..плагиат однако!
Legolas - 26 января 2003, 22:58
Этож почему....?
Twister - 27 января 2003, 00:03
Saber
я не Сурова
честно
Irenicmad - 27 января 2003, 09:47
Mеч должен быть красивым, это раз .
Меч должен быть длинным, это два .
Меч должен быть функциональным, это три .
Legolas - 27 января 2003, 19:26
Намек на то что мы с Twister'ом одно и тоже лицо...
Ннн-да: теперь всех подозревать будешь?!
Saber - 28 января 2003, 21:45
2 Legolas
Ты не понял, на самом деле ник Леголас уже используется. Более того этот человек был бета тестером ПЗ. Самое удивительное, что я его знаю лично. А самое печальное-это не ТЫ. Вот и все. а сурова тут не причем.
Legolas - 29 января 2003, 13:51
Назвать меня плагиаторм, не зная при этом меня - это не хорошо...
серега - 29 января 2003, 19:43
О господи!
Развели тут базар. Тут же совсем другое обсуждается! Если нужда, дык идите делайте отдельную тему.
ToneLine - 02 февраля 2003, 17:48
Saber, вот катана
ToneLine - 02 февраля 2003, 17:54
А самого Леголаса вы спросили, чтоб его имя обсуждать???, тем более эльфийских имен кучю моно придумать напрмер: Стигласс, Тихолос, Проус и т.д.
Legolas - 02 февраля 2003, 18:01
Thanks ToneLine/
(выгородил)
Второй экземпляр Катаны очень отдаленно её напоминает...
Клинок слишком длинный и очень прямой (у катаны имеется небольшая изогнутость), а рукоятка напоминает пластик...
серега - 02 февраля 2003, 18:04
Ух... твистер, твоя работа.
Ладно. Все. Закрыли тему(я не в смысле закрыть сам топик ).
Android Alpha - 02 февраля 2003, 18:16
Это же просто модель... Если покрыть рукоятку соответствующей текстурой, она будет похожа на нормальную.
ToneLine - 02 февраля 2003, 19:53
Ну вот, как бы и катана готова(свободные самураи, китайцы и прочия нечисть, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ ) вроде все текстура такая и будет. бред какой то несу....
BuKiNisT - 02 февраля 2003, 21:13
Ничего общего с катаной не имеет....
ля ля...
Saber - 02 февраля 2003, 21:25
2 ToneLine
Я понимаю, что катану в живую ты мог не видеть, но ведь есть же тематические сайты, с которыми ТЕБЕ обязательно нужно ознакомиться!!! Это не катана(даже близко не похожа). Начиная с лезвия, переходя на цубу, рукоятку и заканчивая СОВЕРШЕННО непонятной текстурой!!! Отвратительная поделка на тему, угадай что ЭТО!
Legolas - 02 февраля 2003, 21:40
Человек старается :внял советам, загнул немножко лезвие...
Но оно должно быть коротким и широким примерно в 1.5 раза шире твоего и длинее ручки в 1.5 раза (как мне известно(но точно не помню))
" --+--- " примерно такое соотношение
А эта модель очень напоминает Азиатскую модель катаны , как его там... Симатар (по моему). только он ещё занутее...
ToneLine - 03 февраля 2003, 07:40
Ну ладно вот как вы просили охотник
по этой катане делал
Legolas - 03 февраля 2003, 08:18
Это не катана, а самурайский меч прямо
Ещё раз: слишком лезвие длинное...
Brand - 03 февраля 2003, 09:57
я что то не вьезжаю катана это что не самурайский меч?
ToneLine - 03 февраля 2003, 11:51
На этом рисунке изображенно оружие, по примеру которого я выковал это.
Android Alpha - 03 февраля 2003, 12:04
По-моему все отлично, просто кое-кто начал уже откровенно придираться
Legolas - 03 февраля 2003, 15:30
Сорри ошибся !
Перепутал с другим клинком
Тут вот рисованная катана :
На самом деле всё как надо ...
BuKiNisT - 03 февраля 2003, 17:06
Мдя. Народ, вы че-то путаете... это не катана... то, что на последнем рисунке (у леголаса) - это вообще не катана, а нечто похожее на ниндзя-то, только с неправильной заточкой на конце... Леголас, твои указания чуваку по катане были неправильны от начала и до конца ;)
А вот этот вариант ТониЛайна, кстати, довольно похож...
http://www.gipat.org/forum/attachment_mod.php?download=332
Только ручка коротка и изгиб клинка не там...
Кстати, леголас... То, что ты обозвал "Симатаром", это, по видимому, скимитар... который с катаной вообще ничего общего не имеет
http://www.holylands.net/images/2006-sinbad-scimitar.jpg
А выглядеть может, например, вот так...
vania z - 03 февраля 2003, 21:06
Надеюсь ты ошутил....Это насчёт оследнего рисунка
Legolas - 03 февраля 2003, 21:14
Видать я вообще все попрепутал
Saber - 03 февраля 2003, 23:00
Все же модель не совсем точная, но уже куда ближе к оригиналу.
К сведению на самом деле бывали варианты катаны и с прямым лезвием и квадратной цубой Но вот с квадратной рукояткой очно не было. Соотношение(классическое) 75смлезвие 25-рукоять. Были варианты мечей с более длинным(тати) и более коротким лезвием (вакидзаши). ДЛЯ тех кто ХОЧЕТ ознакомиться более подробно с историей клинка , его изготовления и т.д.
http://www.bugeisha.ru/aiki/steel19.shtml http://www.japanesesword.info/stat/52.htm
Как сказал М. Мусаси"Овладеть искусством меча означает познать мир и себя."
ToneLine - 03 февраля 2003, 23:07
вот Катану изменил! =)
Irenicmad - 03 февраля 2003, 23:59
Не знаю что ты там изменил, но на катану больше похоже не стало.
Все тот же вакидзаши, только с более неудобной ручкой.
vania z - 04 февраля 2003, 00:19
Вы тут все спецы по мечам чтоли????!!!!! Или только названия знаете?
Brand - 04 февраля 2003, 10:28
Да, ладно вам, не то, не это, рисунки отличные, что вы думаете в других играх оружие отрисовано супер реалистично и врядли в аддон будут играть только такие спецы как вы
BuKiNisT - 04 февраля 2003, 12:25
ToneLine....
Тот самый последний рисурок, который ты переделал - полное гавно - как по качеству исполнения, так и по соответствию.
Единственное, что похоже на катану (как и вообще на что-то японское) -
http://www.gipat.org/forum/attachment_mod.php?download=332
Хотя я уж не уверен, ты ли это делал... Сразу скажу, что техника исполнения твоих работ мне не нравится, т.к. дизайн отсутствует как факт (вместе с какой бы то ни было реалистичностью или функциональностью), текстурирования и работы с текстурными координатами нету, да и само моделирование оставляет желать лучшего.
2Brand - во всех других играх, которые я видел, оружие отрисовано если и не очень реалистично/точно по отношению к оригиналу, то, хотя бы, красиво и функционально. По поводу собственно катан - они везде отрисованы отлично, только названия малость перепутаны - катаной называют китайскую саблю, а саму катану/тати - дай-катаной.... Кроме того, частенько в играх есть довольно точные модели и для вакидзаши, и для танто, и даже для козуки Так что не надо ля ля.
ToneLine - 04 февраля 2003, 12:48
Покажите мне реальную катану, тоесть как она должна выглядеть. Работы я делаю, если хочешь я сетку показать могу.
ToneLine - 04 февраля 2003, 12:52
Я писал, что я по этому рисунку делал(который ты показал) все остальное.
BuKiNisT - 04 февраля 2003, 13:02
Я не говорю, что их не ты делаешь. Почитай внимательнее...
А по поводу этого рисунка я просто не понял.
Фотку реальной катаны я тоже показал...
ToneLine - 04 февраля 2003, 17:41
Вообщем ясно сделаю по фотке, вот замоделил лук(эльфийский)
Saber - 04 февраля 2003, 22:17
Не вооруженным взглядом видно, что заточка совершенно не так сделанаю К слову я могу считаться крупным спецом в клинках(особенно японских) т.к. даже тренировался с ними ).
Saber - 04 февраля 2003, 22:25
Лук странный. Как ты думаешь зачем оставленные тобой рога??? ЛУк теб более действенен, чем больше усиле на титиве(ты его уменьшил пирмерно вдввое). РУчка по середине-нонсенс!!! Еще раз намекаю больше думай над тем, что моделишь!
Android Alpha - 04 февраля 2003, 23:52
Рекомендую всем вернуться к ПЗ и взглянуть, какие мечи там, и в каком месте там сделан хват у луков. Я не говорю, что нужно делать ошибочные варианты оружия, но и так активно акцентировать внимание на недочетах тоже нестоит. Главное, чтобы небыло грубых ошибок и чтоб оружие смотрелось красиво. Имхо.
Irenicmad - 05 февраля 2003, 05:06
Блин, вспомните хоть Аллоды 2 или 1. Вспомните там эльфийские луки!
Это раз.
А во вторых - какого хрена эльфийские луки делают в ПЗ ?
vania z - 05 февраля 2003, 06:31
Они там ничего не делают и не будут делать, надоже как-то проверить хорошо ли человек моделирует...
ToneLine - 05 февраля 2003, 08:38
Я ж не для галереи всемирной моделю, коментарии подобного типа мне тока в галереях оставляли, тем более я отсылал туда работы типа "haven", "bigrobot", тот же самый "angel", на которыми я часами трудился. А тут около пол часа, может больше. А эльфйский я написал потому, что тетева светится, чтоб сразу объяснить вам...
ToneLine - 05 февраля 2003, 09:17
Я тут подемал... Зачем катана в ПЗ, или вообще любое китайское, японское, самурайское оружие, разве что в аддоне, на новом аллоде делать китайцев, а так кому понадобятся самураи, канийцам? там китайци из за холода не выживут вымрет все. Хагаданцам им тоже не к чему, Я уж не говорю про гипатцев, потому что на гипате металла понты...
vania z - 05 февраля 2003, 09:24
Гы гы гы, а вобще вероятно пока новых моделей не будет, т.к. нету конвертора.... а катаны нужны потому что они Буке нравяться
Saber - 05 февраля 2003, 21:57
Скажу сразу. Мне хотелось посмотреть на работу по заказу, причем работа скорее на внимательность и любознательность. Свое мнение я высказал.
BuKiNisT - 05 февраля 2003, 22:31
ТониЛайн.
Ты не принят в дизайнеры.
Объясняю причины. Дизайнеры, как следует из названия, занимаются в основном дизайном. То есть, придумыванием. С этим у тебя туго. Ничего путного ты пока что не придумал. А собственно моделирование - задача второстепенная, и не очень сложная... ...но и с ней ты не очень справляешься. Судя по твоим работам, навыки текстурирования (нужная область) у тебя отсутствуют. Так что извини.
ЗЫ. Какой смысл посылать работы, над которыми ты трудился четверть часа? Ведь люди оценивают не время, за которое ты это сделал, а то, что получилось... Какой смысл наклепать за день 20 кусков дерьма? Не лучше ли потратить этот день на создание чего-то одного, но зато качественного?
Saber - 05 февраля 2003, 23:13
Тони.
Я считаю, что тебе в работах не хватате продуманности и детальности восприятия. Возможно нужно пересмотреть подход в корне?
Дело в том, что ты ленишься уточнить или понтересоваться деталями, а ведь они важны. Мне например все равно сколько времени у тебя занимает работа, гораздо важнее результат.
ToneLine - 06 февраля 2003, 10:38
Ну текстуры я очень то не рисую, мне по заказам, те же самые болгарцы, ролик сделать на одну компанию немецкую(давно уже было, не помню какую), как камера летит по папаратниковому лесу и медленно по листкам папаратника была заметна лестница, затем из папаратниковой лестницы появлялась каменная, а потом металлическая, потом все это в башню превращалась, ну и далше уже не интересно. Ну вот там надо было делать текстуры, вот я и делал, и им понравилось. Или тот же самый хакер, машину им для спецвыпуска надо в стиле род ход(с матором на капоте) там я тоже текстуры не использовал. Текстуры я рисую, просто в этих работах, я не рисовал, а старался брать обычные цвета. Если я побольше времени посижу за той же самой катаной, она станет гораздо лучше. Бука дай мне еще один шанс... думаю я тебя не разочерую...
ToneLine - 06 февраля 2003, 11:55
Ну если нет конвектера, то что вам мешает написать письмо ниваловцам, чтоб они вам прдоставили все файлы по ПЗ?
BuKiNisT - 06 февраля 2003, 16:27
Дык... шанс-то у тебя никто не отнимал... это дело такое... неотъемлемое.... давай, посылай работы... с текстурами...
ToneLine - 01 марта 2003, 15:58
Вот меч, еще один, только пока без текстур
BuKiNisT - 01 марта 2003, 16:33
Ох и задолбал же ты меня своими мечами.... Они же ни о чем не говорят...
Вот кстати, я придумал для тебя тестовое задание
Нужно сделать низкополигонального персонажа (лимит - 2500 треугольников), затекстурированного одной текстурой с максимальным разрешением 1024*1024 (оптимально - 512*512). Форма подачи - показать модель без текстуры с плоским затенением, модель с текстурой и саму текстуру.
Показываю пример.:)
Покажи одного-двух персонажей, сделанных тобой, подай по такой форме - тогда обсудим.
vadimca - 11 мая 2003, 23:03
Во первых где ты слышал чтобы у меча рукоятка была тяжелей лезвия, это нонсенс . Меч наоборот должен быть, то есть лезвие тяжелей рукоетки, поясняю это не для того "чтобы быстро махаться" а для того чтобы можно было сквозь доспех прорубиться хоть даже через кожанный, а то извини это будет не мечь а молот мазохиста с острой рукояткой. А вообщем скетч меча мне нравиться, в стиле древнего викинговского сделан. Имхо неплохо!
Supernova - 12 мая 2003, 02:45
Вадимка.
Хороший меч прорубает не только кожанный доспех. Он разносит что угодно, в том числе, металлические красы.
Но такие мечи производились в еденичных экземплярах. Обычные мечи были не закалены и делались из весьма паршивой стали. Поэтому, арбалет остался основным способом борьбы с тяжело вооружённым воином.
Хотя и был идиотский случай в истории, когда два рыцарских ордена чего-то не поделили, и устроили битву.... которая длилась сутки. В ней одна сторона потеряла ранеными одного чела (его лошадь потоптала). Других потерь не было.
Просто рыцари со своими копьями и мечами, не могли пробить броню друг друга и рубились вхолостую.
Это я не выдумываю, это факт из истории!
Это всё произошло ДО появления арбалетов.
Кстати, арбалеты запретили тут же, как только они появились, т.к. Папа назвал их "оружием сатаны". Но и года не прошло, как арбалет завоевал весь мир, оттесняя луки. Луки не пробивали рыцарской брони. Арбалет это делал блестяще. Как только арбалет вышел из папской опалы ( произошло это из-за борьбы между домами), арбалет стал сразу оружием привелегерованных особ и знаком особого положения. В это же время на базе арбалетов попытались сделать более мощное оружие, и сделали. Аж два вида. Гастрофет и баллиста.
Ну, баллисту видели все.... чё о ней говорить.... А вот гастрофеты просуществовали недолго, в конце концов от них отказались. Что это такое? Это очень большой арбалет, в который часто заряжалось по нескольку стрел. Предназначался гастрофет не для прицельной стрельбы, как арбалет, а для беспорядочной стрельбы наугад, в область живота противника (отсюда и название, гастро - живот (лат)). Стреляли с колена. Вышло из употребления из-за внедрения противником такого рода войск, как Драгуны, которые могли быстро прорваться сквозь оборонительный строй и нанести удар по дальнобойный войскам, в том числе гастрофетчикам, орудия которых были слишком тяжелы, для того, чтобы транспортировать их самостоятельно в случае отступления. Поэтому от гастрофетов отказались. И Арбалет остался единственным фактором победы над тяжело вооружёнными воинами.
Это Невский, конечно, хорошо расчитал всё.... Но если бы лёд выдержал..... О... Это был бы полный провал кампании... У русских были самострелы (аналоги арбалетов), однако весьма малочисленные. Нашим воякам по-просту нечем было бы убивать немецких рыцарей: они были очень уж тяжело закованны. К счастью, обошлось..... Это, наверное, единственный пример, на моей памяти, бездарного руководства операцией, направленной на нашу Рашу . Потом всегда всё было чётко.
До сих пор арбалет используется в качестве боевого оружия. Например, в спецназе. Он почти бесшумен, в отличии, от огнестпрельного оружия. И это его главный плюс.
Нда... Вадимка... я, конечно, могу ошибаться, но вроде бы не говорилось про рукоятку, которая тяжелее клинка... Я полагаю, вес гарды, рукоятки и балансира, должен быть равен весу клинка. Иначе было бы сложно управлять движениями.
иуи Сабер лучше скажет, как заядлый толкиенист и большой любитель помахать боевым холодным оружием...
Зы.
Вадимка... ник классный!
BuKiNisT - 12 мая 2003, 03:34
Хы.
А где это говорилось, что у меча рукоятка должна быть тяжелее клинка?
Не. Клинок должен быть немного тяжелее рукоятки, балансира и гарды вместе. Одноручный клинок, имеется ввиду. Рубящий. С таким расчетом, чтобы центр тяжести приходился на середину первой трети клинка. У одноручного колющего клинка рукоять с гардой может таки быть тяжелее самого клинка.
А к двуручнику такое правило сообще никаким боком не относится
vadimca - 12 мая 2003, 03:46
2 shpearrer dominant.
За ник спасибо. У тебя тоже ник интересный но вот большой очень поэтому ты не обижайся если ошибку при печатки сделаю
Вот с форумом я не очень знаком, поэтому я прочел на первой странице про мечь turelа, ну и думал там на первой странице мой коментарий и останеться, а его аж в конец третей занесло. Но прикольно вышло Да насчет некросов, они ничего но все равно эквиваленты им есть, друиды например.